Жертвы политики
транснациональных корпораций (ТНК) и их финансового орудия – Международного
валютного фонда (МВФ).
МВФ – это вовсе не международная
благотворительная организация, которая, как нам пытаются внушить сами чиновники
МВФ, спешит на помощь любой стране, где возникают финансовые трудности или
нужда в модернизации экономики. МВФ и Мировой банк были созданы ТНК не в
филантропических целях, а для того, чтобы навязывать государствам
стратегию ТНК. При этом надо понимать, что сами ТНК транснациональны только по
названию и сфере действия. Все эти компании имеют четкую национальную
привязку: у всех ТНК штаб-квартиры расположены в какой-то определенной стране и
все ТНК платят этой стране налоги. Силами так называемых антиглобалистов
удалось выяснить, что свыше 90 % ТНК – это, на самом деле, компании США, и их
деятельность обогащает финансовую верхушку США. Именно эти компании
контролируют действия МВФ и Мирового банка, поскольку эти организации носят глубоко
антидемократический характер и решения в них принимаются не большинством
голосов, а теми, у кого больше денег (а больше всего денег в МВФ и Мировом
банке у банкиров США). Вся деятельность МВФ и Мирового банка обусловлена
пакетом полулегальных соглашений, заключенных между этими организациями и
Министерством финансов США. Этот пакет называется «Вашингтонский консенсус» и
направлен на усиление влияние финансового капитала США во всем мире,
уничтожение конкурентов Уолл-Стрита и аккумулирование мировых финансовых
запасов в банках США.
Поэтому МВФ и Мировой банк предоставляют займы
разным странам только при условии выполнения ими требований
«Вашингтонского консенсуса» – требований экономических и политических.
Требования эти можно свести к следующим пунктам: свобода передвижения капитала;
тотальная приватизация – даже в тех областях, где невозможна конкуренция
(например, на железных дорогах – никто же не будет ради введения конкурентного
выбора строить 3 параллельные железные дороги, принадлежащие разным хозяевам,
скажем, из Москвы в Петербург, – это нонсенс), что дает частному капиталу
возможность необоснованно завышать цены, не повышая качество товаров и услуг;
высокие процентные ставки, что препятствует развитию промышленности, но
облегчает финансовые спекуляции; сокращение до минимума или ликвидацию всех
социальных программ (бесплатного или дешевого здравоохранения, образования,
дешевого жилья, общественного транспорта и т.п.); отказ от защиты природы и
охраны окружающей среды; поддержка стабильности национальной валюты путем
установления ее зависимости от доллара США и ограничения реальной денежной
массы (что приводит к невыплатам зарплат, пособий и дефициту наличных денег, а
также к частичной потере национального суверенитета); сокращение зарплат и
ограничение прав трудящихся (права на забастовку, прав профсоюзов и т.п.);
налоговые реформы, которые увеличивают давление на бедных и облегчают налоговое
бремя богатых (в России это вылилось в единый 13-процентный налог – бедные
стали платить на 1 % больше, а богатые – на 7, 12, 17, 27 и т.д. процентов
меньше).
Действия МВФ разрушили экономику многих стран
мира, например Югославии. Югославия была первой страной «восточного блока»,
которая начала перестраивать свою экономику по рецептам МВФ (еще с 1980 г.). Именно МВФ
потребовал от югославского руководства отказаться от «социалистических планов» выравнивания
экономического развития всех регионов страны, что лишило традиционно отсталое
Косово огромных государственных дотаций и дало возможность ходжаистской тогда
Албании использовать недовольство местного населения «новой экономической
политикой» для создания в Косове албанского сталинистского подполья. Первый
косовский кризис был в 1981 г.,
когда сталинистское подполье развязало террор против неалбанского населения и
спровоцировало уличные столкновения. Было убито 30 человек, 20 тысяч сербов,
черногорцев и евреев бежало из Косова.
К 1984-му югославская госбезопасность разгромила
3 подпольные сталинистские «компартии» в Косове и плюс подпольную ходжаистскую
организацию «Путь к свободе». Всё это обошлось югославской казне в сумму,
равную 70% займов, полученных от МВФ. Еще почти 25% ушли на оплату услуг
экспертов МВФ! Кончилось тем, что в 1986 г. МВФ установил над экономикой Югославии
полный контроль. Отказ от «выравнивания» вызвал теперь уже недовольство в
Сербии, так как закреплял отставание этой республики от Хорватии и Словении,
наиболее промышленно развитых. Так МВФ возродил в Югославии сербский
национализм (с которым Тито – хорват по национальности – боролся безжалостно,
вплоть до выселения сербов из других республик). И именно по рекомендации МВФ
Милошевич ответил на новый всплеск насилия в Косове в 1989–1990 гг. принятием
поправок к конституции, которые урезали права автономных краев по сравнению с
республиками: без этого оказалось просто невозможно проводить экономическую
политику МВФ – руководство Косова прямо заявляло, что такая политика
противоречит югославской конституции.
По требованию МВФ югославское руководство
приняло закон о приватизации. Но когда эксперты МВФ вникли в этот закон, они
пришли в ярость: закон предусматривал создание в Югославии «народного
капитализма», в соответствии с которым иностранный капитал мог рассчитывать
только на 10 % акций любого приватизированного предприятия, основным владельцем
акций становились трудовые коллективы и, кроме того, приватизация проводилась
на сугубо добровольной основе (принудительно можно было приватизировать только
предприятия-банкроты). Поэтому МВФ отказался от дальнейшей «работы с
Югославией», и был взят курс на развал федерации. Это привело к гражданской
войне, в которой погибло 600 тыс. человек, и к распаду единой Югославии. При
этом 80 % югославских капиталов, естественно, бежало из воюющей страны в
западные банки (из них 70 % – в банки США). В Сербии, однако, у власти
оставалась Социалистическая партия, которая и заставила Милошевича принять
именно такой закон о приватизации. Поэтому понадобилась еще одна война – якобы
из-за Косова, – в результате которой промышленность Сербии была уничтожена
американскими бомбардировками, а правительство Милошевича пало. Новое
правительство отменило прежний закон о приватизации, открыв таким образом
Сербию для западного, в том числе американского, капитала.
Еще более разрушительными были действия МВФ в
Руанде. Руанда долгое время считалась удачной моделью развития сельского
хозяйства. Однако в конце 80-х страна пережила два климатически неблагоприятных
года, что вызвало жестокие неурожаи. Под урожай кофе 1989 г. Руанда получила у
МВФ грандиозный заем, однако в 1989
г. на мировом рынке произошел обвал цен на кофе. Новые
займы МВФ предоставил Руанде только при условии отказа страны от политики
продовольственного самообеспечения и отказа от государственной поддержки
фермерских хозяйств (поскольку это – «не рыночная политика»), а также при
условии девальвации руандийского франка.
Все это вызвало галопирующую инфляцию и крах
реальных доходов населения. При этом эксперты из МВФ прекрасно знали, что
каждый раз, когда в Руанде начинается экономический кризис, в стране вспыхивает
гражданская война. Руанда населена в основном двумя этническими группами:
автохтонными земледельцами хуту (около 90 %) и пришедшими с севера в XVI–XVII
вв. скотоводами тутси (менее 10 %). Тутси покорили хуту и создали в Руанде
феодальную монархию. На протяжении столетий тутси жесточайшим террором
поддерживали свою власть в стране. Поэтому хуту испытывают к тутси врожденную
ненависть. После достижения Руандой независимости каждый экономический кризис в
стране кончался либо тем, что хуту резали тутси, либо тем, что тутси резали
хуту. Естественно, в 1990–1991 гг. все повторилось. Профессиональные
воины-тутси устроили грандиозную резню хуту, но поскольку хуту было гораздо
больше, тутси проиграли и сотнями тысяч бежали в соседние страны. За полгода
погибло 1,5 млн человек! Все накопленное национальное богатство было
уничтожено, все денежные запасы Руанды перетекли в западные банки. Экономика
страны была разрушена. По требованию МВФ новое правительство Руанды разогнало
сберегательно-кредитные кооперативы в стране (как «социалистические»), что
повлекло за собой массовое разорение фермеров, и заморозило закупочные цены на
кофе на уровне кризисного 1989
г. (хотя стоимость жизни в Руанде чрезвычайно выросла, и
цена на кофе на мировых рынках также заметной возросла). В результате фермеры
массами разорялись (только в 1992
г. они от отчаяния вырубили 300 тыс. кофейных деревьев),
а их земли скупали ТНК. Внешний долг Руанды за эти годы вырос со 150,3 млн
долларов США до 804,3 млн! Сегодня Руанда – страна, не имеющая никаких перспектив
и работающая исключительно на то, чтобы платить проценты по долгам.
Не менее впечатляющим было разрушение МВФ
экономики Сомали. Сомали нуждалась в финансовых вливаниях из-за расходов,
связанных с проигранной сомалийско-эфиопской войной. МВФ предоставил займы под
условием проведения политики «жесткой экономии», закупок по демпинговым ценам
американского зерна и девальвации сомалийского шиллинга. Это разрушило
традиционные связи между двумя основными секторами сомалийской экономики:
«кочевой экономикой» (скотоводами) и «оседлой экономикой» (земледельцами и
горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и
удобрения, а демпинг американского зерна сделал невыгодным выращивание
зерновых. Крестьяне были моментально разорены. Они не смогли покупать товары в
городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у
скотоводов – и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не
имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.
Кроме того, по требованию МВФ были закрыты
госхозы (существовавшие в основном в зонах орошаемого земледелия), что лишило
государство основного (помимо налогов) источника доходов. А это, в свою
очередь, уничтожило государственные социальные медицинские и образовательные
программы. Государство не смогло платить зарплату госслужащим, что повлекло за
собой развал госаппарата, а затем и гражданскую войну, унесшую приблизительно
60 тыс. жизней.
Огромный ущерб нанес МВФ Мексике. Мексика была
до 80-х гг. XX в. одной из самых развитых стран Латинской Америки. При этом
Мексика была классической страной государственного капитализма. Однако развитие
Мексики в значительной степени зависело от нефти. Поэтому катастрофическое
падение цен на нефть в 80-е гг. нанесло стране мощный удар. Мексика получила у
МВФ большие займы под грандиозные программы (на совершение «нового
технологического рывка») – но не смогла отдать эти кредиты. Страна была
провозглашена банкротом, и МВФ взял экономику Мексики под свой контроль. В
соответствии с навязанным стране «планом Бейкера» были отменены все
протекционистские меры, защищавшие внутренний рынок и внутреннего
производителя, введено свободное перемещение капиталов (и из страны в США
утекло 45 млрд долларов), начата глобальная приватизация.
Особенно бурно эти реформы протекали при
президенте Карлосе Салинасе де Гортари в конце 80-х – начале 90-х гг.
Проходившие тогда реформы стали называть «салинастройкой» (по аналогией с
горбачевской «перестройкой»), а МВФ провозгласил создание им «мексиканского
экономического чуда». В Мексику хлынул американский капитал. Только в 1991–1993
гг. в Мексику пришло около 100 млрд долларов американских капиталовложений.
Но одновременно в стране свирепствовала
инфляция, и росли нищета и безработица (в 1987 г. полностью
безработных было около 18 % экономически активного населения, а с частично
безработными – свыше 40 %), импорт североамериканских товаров (до 50 млрд
долларов в 1993 г.)
разорил внутреннего производителя, льготы, представленные ТНК, лишили
мексиканский бюджет огромных налоговых поступлений. И в 1994 г. разразился
знаменитый мексиканский экономический кризис. «Салинастройка» рухнула. 20 тыс.
предприятий разорились, 700 тыс. человек остались без работы, 2 млн мелких
частных предприятий заявили, что находятся на грани банкротства.
МВФ и Вашингтон предоставили Мексике новые
кредиты – суммарно 53 млрд долларов. При этом от Мексики требовали углубления
неолиберальных реформ, предоставления экстраординарных льгот американским
корпорациям и вступления в НАФТА (Североамериканскую зону свободной торговли).
После вступления Мексики в НАФТА доходы мексиканских рабочих в мгновение
сократились на 26 %. В штате Чьапас началось восстание сапатистов.
Основные финансовые вливания были направлены в
«макиладоры» – цепь заводов, построенных вдоль мексиканско-североамериканской
границы. Эти заводы экстерриториальны, на них запрещено создание профсоюзов,
рабочие получают гроши, заводы не платят налогов в мексиканскую казну. Ущерб,
причиняемый Мексике «макиладорами», оценивается приблизительно в 14,5–16,5 млрд
долларов в год. В результате Мексика оказалась намертво привязана к США и МВФ,
24 % населения живет на грани голодной смерти и еще 50 % – в условиях бедности,
чего в Мексике не было даже во времена диктатуры Порфирио Диаса в конце XIX –
начале XX в.
Можно привести много аналогичных примеров.
Скажем, пример Индонезии, где режим Сухарто последние 8 лет своего
существования беспрекословно выполнял все рекомендации МВФ. Это кончилось
экономическим крахом, массовым бегством капиталов в США, падением Сухарто,
этническими и религиозными столкновениями, в которых погибло от 8 до 10 тыс.
человек.
Можно вспомнить и Бразилию, где последние 5 лет
правления военного режима экономику страны контролировал МВФ (под предлогом
наблюдения за выплатой гигантского внешнего долга; платежи по нему достигали
30–40 % от стоимости бразильского экспорта!). В 1983–1984 гг. МВФ навязал
военному режиму план «шоковой терапии», однако это кончилось возникновением в
стране массового сопротивления «шоку», кампанией гражданского неповиновения и
массовым саботажем на предприятиях, что привело к падению военного режима в 1985 г.
Зато отказ от «реформ по МВФ» при президентстве
известного леворадикального социолога и экономиста Фернанду Кардозу позволил
стабилизировать экономику Бразилии и резко – на 5 млн человек – уменьшить число
бедняков в стране.
Можно вспомнить о «шоковой терапии по МВФ» в
Перу во времена диктатуры Фухимори. В результате этой «терапии» в Перу потеряло
работу 12 млн человек, 15 млн оказалось в нищете, а сама страна утратила шанс
перейти в категорию индустриально-аграрных стран.
В Эквадоре «шоковая терапия по МВФ» привела к
попытке введения в качестве национальной валюты доллара США, что вызвало
тотальное разорение эквадорцев, стихийный бунт и падение правительства.
Последствия «шоковой терапии» в России всем
хорошо известны.
Созданное по рецептам МВФ «аргентинское
экономическое чудо», отцом которого называют Доминго Кавалло, тоже рухнуло не
сегодня – с объявлением фактического дефолта, массовыми голодными бунтами и
погромами и неоднократной сменой правительства. Голодные бунты и погромы в
Аргентине уже были в конце первого этапа «шоковой терапии» в 1989 г., а затем в 1996 г. (что и привело к
первой отставке Д. Кавалло). Надо отметить, что голодные бунты произошли в 1989 г. впервые за всю
историю независимой Аргентины. Экономический кризис в Аргентине длится по
меньшей мере последние 4 года, безработица на уровне 15–18 % держится последние
3 года, внешний долг 138 млрд долларов тоже возник не вчера. Новинкой оказалось
лишь замораживание вкладов населения и решение выплачивать внешний долг из
средств пенсионных фондов (а пенсионерам, соответственно, не платить пенсии).
Кавалло, действовавший по рецептам МВФ, привлек
в Аргентину 40 млрд долларов, 28 % аргентинской экономики было скуплено
американскими корпорациями. Но условия, на которых эти деньги пришли в
Аргентину, были для страны разорительными: инвесторам гарантировались
невероятные налоговые льготы – освобождение от налогов на 25, 15, 10 лет или
полное освобождение от налогов на 5 лет с последующим 10-летним периодом
80-процентных льгот. В результате на 40 млрд долларов, вложенных в экономику
страны, пришлось по меньшей мере 280 млрд долларов прибылей, беспрепятственно
вывезенных из Аргентины – а ведь эти деньги можно было вложить в национальную
экономику (это вдвое больше, чем весь внешний долг Аргентины). Так Аргентина
стала еще одной жертвой МВФ.
Еще пару примеров
|